Что такое родственные слова

Совет 1: Что такое родные слова

Подбором родных (однокоренных) слов дети начинают заниматься еще в исходной школе. Впрочем старшие школьники и студенты-филологи подбирают родные слова с осторожностью. Отчего?


Родные слова – это слова (лексемы), имеющие один и тот же корень, но относящиеся к разным частям речи (белый – белизна – белеть). Дабы подобрать однокоренное слово, не непременно отменно знать словообразование, тем больше что элементарные данные по этому разделу русского языка преподаются еще в исходной школе. Впрочем не лишним будет помнить, что разница родных слов состоит в определенном комплекте постфиксов (приставок) и постфиксов (только суффиксов). Слова, имеющие один корень, но отличающиеся только флексиями (окончаниями), родными словами не являются, это форма одного и того же слова: рек-а, рек-у.В русском языке существует несколько особенно распространенных методов словообразования: префиксальный (прибавляется только префикс), суффиксальный (только суффикс), префиксально-суффиксальный (и префикс, и суффикс). Но для образования однокоренных (родных) слов префиксальный метод бесстрашно не подходит. И подлинно, в этом плане нет крупной разницы, скажем, в словах: бегать, по-бегать, у-бегать и т.п.Нужно помнить и об омонимичных корнях. Так, слова вод-яной и вод-ить не будут являться родными, потому что значения корней в данном случае разны.Помимо того, в русском языке есть и такое явление, как конверсивы. Самый примитивный пример: «он поборол – ты проиграл», в котором слова «поборол» и «проиграл» как раз и являются конверсивами, словами, выражающими одно и то же действие, но в противоположных направлениях. Тут на 1-й план выступает семантика слова в контексте. Следственно если вам, возможен, предложат обнаружить однокоренные слова в предложении: «Карпов хотел выиграть у Каспарова, но Каспаров так и не поддался ему и не проиграл», подумайте, раньше чем давать окончательный результат.

Совет 2: Как подобрать однокоренные слова

Подбирать однокоренные слова либо как их еще называют, родные дети учатся еще в исходной школе. Это знание дозволяет им проверять написания слов. Не все ребята отлично справляются с этим заданием. Как обучить их подбирать однокоренные слова положительно?

Инструкция

1. Начните с объяснения того, что однокоренные слова имеют один и тот же корень. Повторите с детьми правило, что такое корень. Еще раз закрепите навыки нахождения его в слове.

2. Дальше расскажите, что однокоренные слова невозможно путать с формой одного и того же слова . Приготовьте задания, в которых нужно будет составить цепочки с однокоренными слова ми и отдельно – с грамматическими формами. Скажем:- садовник – сад – садовый(однокоренные слова );- садовник – садовники – садовнику (формы одного и того же слова ).

3. Обратите внимание школьников на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ложному итогу, т.к. схожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в иных слова х, которые не будут являться родными. Покажите им эту обстановку на примере слов “шофер” и “водяной”. Они не будут являться однокоренными. Приготовьте задания, дозволяющие отработать навык обнаружения однокоренных слов из группы, где слова имеют схожий корень.

4. Расскажите ребятам, что однокоренные слова не неизменно являются одной и той же частью речи. Покажите это на примере данной цепочки:- водить – шофер – водительский.Попросите учащихся определить части речи этих слов. Они обязаны прийти к итогу, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.

5. Объясните детям метод образования однокоренных слов. Для этого им нужно припомнить и такие части слова , как приставка и суффикс. Попросите ребят при помощи этих морфем образовать однокоренные слова с каким-нибудь корнем. Скажем, с корнем “бег”. У них должна получиться сходственная цепочка слов:- бег – побегать – бегающий – перебежчик и т.д.

6. Работа учащихся по образованию однокоренных слов главна. Это знание разрешает легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

Совет 3: Что такое словообразование

Что такое словообразование , знает, на самом деле, всякий. По крайней мере, этим процессом носители того либо другого языка занимаются механически, не задумываясь, что произнесенные лексические единицы являются итогом словообразования. Что такое словообразование ?

Инструкция

1. Дабы осознать, что такое словообразование , следует для начала разобраться в морфологических тонкостях, присущих всему слову. Не секрет, что оно представляет собой комплект морфем, всякая из которых исполняет свою функцию. Корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Все они являются морфемами и, так либо напротив, участвуют в словообразовании. Впрочем основными средствами, обеспечивающими словообразовательный процесс, являются суффиксы и приставки. Именно их прикрепление к определенному корню помогает получить различные лексические единицы.Скажем, варьирование суффиксами содействует образованию различных родов: художник – художница, педагог – учительница. А применение приставок помогают передать разные оттенки синонимичных слов: встать – привстать, дать – передать.

2. Словообразовательный процесс может проходить и без участия морфем – путем сложения нескольких основ, полных либо усеченных. Скажем: вертолет, лесополоса, колхоз и т.д.Как водится, в сложении принимают участие соединительные гласные «о» либо «е».

3. Словообразование может носить и лексико-семантический нрав. В этом случае речь идет о происхождении новых смыслов у теснее присутствующего слова, другими словами – об образовании омонимов (слов одинаковых по звучанию, но разных по смыслу). Скажем: кулак (сжатая кисть) и кулак (эксплуататор).

4. Словообразование бывает и лексико-синтаксическим, когда словообразовательный процесс ознаменовывается рождением целого слова из зачастую употребляемого словосочетания. Скажем: душевнобольной, теперь и т.д.

Видео по теме


Обратите внимание!
В языкознании различают слова немотивированные и мотивированные. Первые являются основой для образования вторых. При этом немотивированные лексические единицы становятся центром словообразовательного гнезда, т.е. общности слов с тождественным корнем. Пример: храбрый – храбро, смельчак, осмелеть и т.д.

Видео по теме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий