Как запомнить глаголы-исключения

Совет 1: Как запомнить глаголы-исключения

Впервой с темой «Спряжение глаголов» ученики знакомятся в 4 классе. Безударные собственные окончания у глаголов 1-го и 2-го спряжения – одна из особенно трудных тем в русском языке. И крупнейшую сложность тут вызывают глаголы-исключения, не подчиняющиеся всеобщему правилу.

Инструкция

1. Сложность заключается в том, что эти, ничем не отличающиеся от других слова, легко нужно запомнить. А дабы запомнить, нужно придать двум словам на –ить и одиннадцати на –еть и –ать какую-то осознанность. Если глаголы на –ить (брить и стелить) запоминаются довольно легко в силу их касательно редкой употребимости, то глаголы на –еть и –ать синонимичны и сложны для запоминания.

2. Введите их в контекст. Еще отменнее, если данный текст будет рифмованным, что легче запоминается. Вот, скажем, пример стишка для глаголов не на –ить, относящихся к 1 спряжению.Гнать, удерживать, глядеть и видеть,дышать, слышать, ненавидеть,и зависеть, и крутить,и огорчить, и терпеть. Вы запомните, друзья,Их на “-е ” спрягать невозможно.

3. Навык показывает, что хоть и рифмованные, но легко перечисляемые глаголы не дюже запоминаются детьми. Наполните эти слова определенным смыслом. Сделайте их героями какой-либо бесхитростной сказки. Ученики-четвероклассники еще дюже любят данный стиль. Больший результат получится, если дети сами будут принимать участие в сочинительстве.

4. Дайте детям домашнее задание: нарисовать тематический рисунок, где тем либо другим образом отразились бы 13 глаголов-исключений. Обсудите на уроке работы, исподволь принуждая детей повторять и повторять глаголы, комментируя свои рисунки. Включайте в урок музыку. Пойте слова, которые необходимо запомнить. Все совместно сделает у ребят устойчивые образы глаголов-исключений.

5. В завершение предложите выучить еще одно стихотворение-песенку:Дюже хочетсяЧерез стеклышко глядеть – Целый мир зеленым видеть,Лук и слезы ненавидеть.Обучиться боль терпеть,Чтоб не мог никто огорчить,Чтоб от крепких не зависеть,Дабы слабым не крутить.Как же хочется: все слышать,Птицу синюю удерживать,Чистым воздухом дышать,Целый мир зеленым видеть…Не торопитесь мысли гнать,Нужно примитивно помечтать!

Совет 2: Все о правописании глаголов в русском языке

Глагол является одной из примечательных частей речей, которая обозначает процессуальный знак предмета, то есть действие, состояние либо отношение. Глагол характеризуется грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

Правописание окончаний

Все глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению. Ко второму спряжению дозволено отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», «зиждиться»), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «глядеть», «видеть», «слышать», «крутить», «огорчить», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «удерживать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению. Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые невозможно отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «сделать», «есть», «бежать», «хотеть». В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он спрягаются по второму спряжению, в отвратном случае – по первому спряжению. Если глагол первого спряжения стоит в грядущем времени, то пишется окончание –ете. Если поставить такой глагол в повелительное наклон, окончание меняется на –ите. Скажем: «Вы вышлете на этой неделе письмо», но «Вышлите неотложно документы».

Мягкий знак (ь) в глаголах

Мягкий знак пишется в нескольких случаях. 1-й – исходная форма глагола. 2-й – когда глагол ставится в повелительное наклон. 3-й – в окончаниях глаголов второго лица исключительного числа в реальном и простом грядущем временах. Четвертый – в возвратных глаголах.Скажем: «писать», «поправь», «предпочтешь», «погнулись».Мягкий знак не пишется в форме третьего лица исключительного числа подлинного либо простого грядущего времен.Скажем: «умывается».

Правописание суффиксов

Глаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-. Скажем: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать».Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, дозволено проверить по написанию гласной перед буквой «в».Скажем: «заст-а-ва-ть – заст-а-ть».Примечание: в некоторых глаголах-исключениях на –вать пишется суффикс –ева- на месте непроверяемого безударного гласного: «затм-ева-ть – затмить»; «продл-ева-ть – продлить»; «встр-ева-ть – встрять»; «обур-ева-ть – уборить» и т.д.Также различают глаголы, заканчивающиеся на –еть и на –ить. Глаголы, оканчивающиеся на –еть, – это неперходные глаголы 1-го спряжения. Они имеют значение «купить чей-то знак, стать каким-либо».Скажем: «посуроветь», т.е. «стать грозным»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д.Глаголы, которые оканчиваются на –ить, – это переходные глаголы второго спряжения. Они имеют значение «наделить каким-нибудь знаком, сделать объект каким-либо». Скажем: «обезболить», т.е. «перестать боль»; «обессилить», т.е. «лишить сил»; «обезвредить, т.е. перестать урон» и т.д.Глаголы, которые оканчиваются на –енеть и –енить, в своем написании не согласуются с соответствующими относительными прилагательными, в которых пишется в суффиксе буква «я», скажем: «кровяной», «травяной», «деревянный» и т.д. Исключение составляют глаголы «багрянеть» и «багрянить», в которых пишется буква «я» так же, как в прилагательном «багровый».

Видео по теме


Видео по теме


Обратите внимание!
Дети обязаны узнавать глаголы-исключения не только в исходной, но во всех личных формах исключительного и множественного числа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий