Как выговаривать букву л

Совет 1: Как выговаривать букву л

Любовь и ласка, листопад и метелица. Что роднит эти завораживающие русские слова? Их объединяет буква “л” – основа грациозности родной речи. Не у всех получается положительно выговаривать букву “л”. Но нет повода для горечи, это дело легко исправить.

Инструкция

1. Прижмите кончик языка к верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом “лак”, “лужа”, “лебедь”, “люстра”, “ложка”, “лыжи”. Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука позже “л”, расположение языка слегка меняется. При произношении слова “люстра” язык упирается теснее не в зубы, а в верхнее небосвод. А во время произношения слова “лыжи” – в самый краешек верхних резцов. Но тезис произношения звука “л” идентичен – язык с усилием отталкивается от препятствия.

2. Если у вас сразу не получается сказать ясное “л”, значит надобно принудить трудиться ваш язык. Для этого исполняйте следующее упражнение:- при произнесении звука “л” в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как словно прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к верному расположению.

3. Повторяйте медлительно и четко следующие скороговорки:- “Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет”;- “Тридцать три корабля виляли-лавировали, виляли-лавировали, виляли-лавировали, да не вылавировали”;- “Полосатые матрасы полоскала дочь Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала”.

4. Возьмите ломтик текста из всякого классического произведения. Читайте с выражением, обращая внимание на положительное произношение звука “л”. Пускай вначале это будет слегка утрированно, но со временем язык классно запомнит свое место, и вы будете говорить верно.

Совет 2: Как произносить букву л

Звук «л», как и другие звуки, может вовсе отсутствовать в речи ребенка (скажем, взамен слов «пила», «лук» он произносит «пиа», «ук»). Данный звук может заменяться другими звуками («пиуа», «йук»). Дюже зачастую дети заменяют звук «л» мягким вариантом – «ль», и получается «пиля», «люк». Это легко объяснить тем, что расположение органов речи при произношении звука «л» несколько труднее, нежели при произношении звука «ль».

Инструкция

1. Примите к сведению, что в случае положительного произнесения звука «л» органы артикуляции принимают следующее расположение: зубы разомкнуты; губы слегка раскрыты; язык – длинный и тонкий, его кончик упирается в основание передних верхних зубов; струя воздуха проходит сбоку по краям языка и после этого выходит из уголков губ.

2. Исполняйте с ребенком следующие упражнения, содействующие выработке положительного произношения буквы «л». Приступайте к выполнению упражнения № 1. Его цель обучиться расслаблять мышцы языка. Улыбнитесь совместно с ребенком, приоткройте рот, положите передний широкий край язычка на нижнюю губу. Удерживайте его в таком расположении, считая от одного до десяти. Дозволено посоревноваться с ребенком, кто дольше удержит свой язык в сходственном расположении.

3. Исполните упражнение «Лошадка». Оно укрепляет мышцы языка и вырабатывает навык подъема языка вверх. Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот и пощелкайте кончиком языка (скажем, как лошадка цокает копытами).

4. Сделайте совместно с ребенком упражнение «Качели». Его цель обучить стремительно менять расположение языка. Это нужно при соединении звука «л» с гласными буквами а, ы, о, у. Улыбнитесь, приоткройте рот, положите язык за нижние зубы с внутренней стороны, после этого поднимите его наверх, упершись кончиком в верхние зубы. Поочередно меняйте расположение языка 6-8 раз, понемногу убыстряя темп.

5. Переходите к упражнению «Дует ветерок». Цель: вырабатывать воздушную струю, положительно выходящую по краям языка. Улыбнитесь совместно с ребенком, приоткройте рот, прикусите кончик языка передними зубками и подуйте. Проконтролируйте присутствие и направление струи воздуха, поднеся ко рту малыша ломтик ватки. Если планомерно исполнять данное упражнение громко (с включением голоса) и с поднятым кверху кончиком языка, в результате получится прекрасный звук «л».

6. Потренируйтесь совместно с ребенком произносить слоги и слова со звуком «л» – спойте на мотив какой-либо песенки: ло-ло-ло, ла-ла-ла, лу-лу-лу. Поупражняйтесь в произношении таких слов, как пила, молоток, лампа, лошадка и др.

Совет 3: Как выговаривать букву Ш

Работу над произношением буквы Ш класснее каждого начинать с раннего детского возраста. Но если у взрослого человека также имеется сходственная загвоздка, то занятия артикуляционной гимнастикой способны подмогнуть и ему.



Вам понадобится

  • – зеркало;
  • – ритмичная музыка

Инструкция

1. Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений для нижней челюсти, губ и языка. Исполнять их необходимо планомерно – повседневно по 3-5 минут перед зеркалом. Занятия с детьми дозволено сопровождать ритмичной музыкой, счетом либо хлопками.

2. Исполните упражнение на становление мышц нижней челюсти. Попросите ребенка обширно открыть рот и удерживать его в таком расположении в течение 20 секунд. Повторяйте это упражнение 10-15 раз.

3. Содействуют становлению нижней челюсти жевательные движения при сомкнутых губах, а также легкие постукивания зубами (губы разомкнуты). Сделайте упражнение «Заборчик» – губы растяните в улыбке, а верхнюю челюсть поставьте на нижнюю. Вынесете в таком расположении 15-20 секунд, расслабьтесь. Дозволено тренироваться единовременно с ребенком, внося игровые элементы в упражнения.

4. Развивайте мышцы губ. Крепко растяните разомкнутые губы при сжатых зубах, получится «голливудская улыбка», зафиксируйте ее на 5-7 секунд. Повторите это действие 10-15 раз. Сделайте упражнение «Хоботок» – вытяните губы как дозволено дальше вперед трубочкой. Повторите 15-20 раз.

5. Для становления мышц языка исполните совместно с ребенком упражнение «Чашечка». На нижнюю губу положите язык, приподняв при этом его боковые стороны и кончик. Должно получиться что-то как бы желобка. Еще одним результативным видом тренировки мышц этого речевого органа является так называемая «Болтушка». Напрягите язык и стремительно-стремительно поболтайте им во рту в различные стороны, после этого расслабьте его и повторите упражнение. Исполняйте 20-30 раз.

6. Проговаривайте совместно с ребенком разные скороговорки, следите не столько за быстротой, сколько за качеством их произношения. Скажем: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Шапка да шубка – вот и каждый Мишутка», «Шестнадцать шли мышей и шесть обнаружили грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши» и т.д.

Видео по теме


Полезный совет
Все упражнения класснее исполнять перед зеркалом. Так вы сумеете визуально себя контролировать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий