Как выделить в слове корень

Совет 1: Как выделить в слове корень

Невозможно положительно выделить корень слова, не осознав его толк. В нашей повседневной речи много слов, в которых легко выделить корень. А есть слова, которые имеют древние корни. Дабы разобраться в их составе, нужно осознать и их значение.

Инструкция

1. Корень – основная важная часть слова, его центр. Во многих случаях искания корня не требуются, так как слово состоит только из корня: стол, день. Но бывает, что слово “обрастает” приставками и суффиксами, так как корень служит для образования однокоренных слов. Однокоренные слова обязаны иметь не только идентичное написание, но и иметь всеобщее в лексическом значении. Скажем, слово “белый” и “белка” не будут однокоренными, так как у них нет ничего всеобщего в лексическом значении. У слова “белый” корень БЕЛ-, а у слова белка БЕЛК-. Подтвердить это примитивно, надобно каждого лишь подобрать однокоренные слова. БЕЛЫЙ – белеть, беловатый, белизна. БЕЛКА – бельчонок, беличий.

2. Частенько трудность вызывают слова, корень в которых велико запрятан среди приставок и суффиксов. Как ребёнку обнаружить корень в словах “наслаждаться”, “прекрасный”, “ощущение”, “земляника”, “малина”, “бить”, “преподавательница”, “обаятельный”? Дабы верно выделить корень в таких словах, нужно знать этимологию, то есть происхождение слова. лово “наслаждаться” случилось от слова “приторный”, значит, корень – СЛАЖД-. Увлекательная история у слова “ощущение”. В старину всякий владелец метил скотину, выжигая тавро на теле коня либо коровы. Для этого раскалённым в печи железом дотрагивались до звериного и держали, пока на теле его не оставался знак, тот, что не исчезал всю жизнь. И так пекло обожжённое место, что корень -ПЕЧ- тут будет обоснованным. Слово “земляника” случилось от слова “земля”, так как на земле подросла. Корень -ЗЕМЛ-. Вы думаете, что малину малиной назвали, так как крошечная? Совсем нет. У слова “малина” корень -МАЛИН-. Этимология этого слова еще загадка для нас, следственно корень надобно примитивно выучить.В слове “преподавательница” корень -ДА-, чай она даёт познания (от слова “дать”).Обаятельным человеком называли такого, тот, что может баять, то есть говорить прекрасно (корень -БА-).

3. Какой корень в слове “бить”? -БИ-. Был такой предмет в старину: било. Применялось оно для сбора людей на пожар либо по другому срочному делу. Да и теперь взамен этого предмета зачастую применяют то кусок рельса, то вагонный буфер. От этого слова возникли другие: битва (-БИ-), бойня (-БОЙ-), прибой (-БОЙ-), воин (-БО-), бивень (-БИ-). Трудно разыскать корень в этих словах потому, что корень тут с чередованием гласных, с беглым согласным и хитроумным И коротким (й).

4. В совокупности ряде случаев сложно определить корень слова, следственно обращайтесь к словарям. Особенно распространенным является Школьный общеобразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова.

Совет 2: Как определить корень слова

С необходимостью нахождения корня в слове учащиеся сталкиваются при выполнении морфемного разбора либо в итоге проверки его написания при подборе однокоренных слов. Не все школьники обладают в совершенстве навыком определения корня. Как же обучиться выделять основную часть слова ?

Инструкция

1. Раньше каждого, вы обязаны знать, что корень – это исключительная непременная часть слова . Без приставки, суффикса и даже без окончания слова могут существовать. Без корня – нет.Обратите внимание на то, что, когда вы будете исполнять морфемный разбор слова , корень следует обозначать в последнюю очередь, позже приставок, суффиксов и т.д.

2. Помните, что корень – это всеобщая часть всех родных слов. Следственно, первое, с чего нужно начать нахождение корня слова – это составление цепочки однокоренных слов.Когда вы подберете довольное число родных слов, выделите их всеобщую часть, т.е. корень .Но имейте в виду, что бывают обстановки, когда основная важная часть в этих слова х будет иметь несколько другой вид. Это дозволено увидеть на примере слов “несу” и “носить”. Обратите внимание, что в одном случае будет корень “нес”, а в ином – “нос”. Протекать сходственное может, если появляется чередование при изменении грамматической формы либо при подборе родных слов. В данном случае “е” чередуется с “о”.

3. Еще с исходных классов школьники знают, что в корне заключено всеобщее значение всех однокоренных слов. Но вы обязаны также помнить, что в русском языке есть слова с идентичным корнем, но в то же время не являющиеся родными. Если вы испробуете выделить основную важную часть в слова х “водяной” и “шофер”, то увидите, что она идентична – “вод”. Но эти слова невозможно считать родными.Помните, что при обозначении корня вы обязаны также обращать внимание и на лексическое значение, заключенное в нем.

4. Знайте, что вам могут встретиться слова не с одним, а сразу с несколькими корнями. Скажем, в слове “пешеход” сразу два корня – “пеш” и “ход”, которые связаны соединительной гласной “е”. А в слове “землетрясение”, которое образовано путем сложения от слов “земля” и “тряска”, – корни “земл” и “тряс”.Изменяйте форму слова , подбирайте родные, и вы без труда сумеете определить корень в всякий обстановки.

Совет 3: Как обнаружить в слове корень

Корень – центральная морфема, которая непременно присутствует в всяком слове . Он выражает основное лексическое значение и является всеобщей частью родных слов. В русском языке зафиксировано больше 4000 корневых морфем, список которых непрерывно пополняется. Корни не закреплены за частями речи, они несут смысловую информацию о слове .

Инструкция

1. Дабы обнаружить корень в составе слова, подберите к нему родные (однокоренные) слова и выделите в них всеобщую часть. Скажем, «лесничество – лесник – лесок – лес». Всеобщая морфема у этих слов – «лес», которая и является корнем. Однокоренные слова могут относиться как к одной части речи, так и к различным: «старик – старость – старец», «ветхий – постареть – старуха – по-стариковски». В итоге подбора родных слов, выдается корень «-ветх-».

2. Обратите внимание на корни, совпадающие по звучанию, но абсолютно различные по значению. Их называют омонимичными. Скажем, в словах «гора – горный – гористый» (корень «–гор-»), также как и в словах «гореть – угореть – загореть – перегореть». Эти корни безусловно идентично произносятся, но лексическое значение у них разнится, следственно слова первой и 2-й групп однокоренными не являются.

3. Некоторые корни при подборе родных слов выдаются легко, но при этом в «свободном» виде (корень + окончание) никогда не встречаются. Они присутствуют в словах только в сочетании с аффиксами (приставками и суффиксами) либо другими корнями: «-де-» – «одеть – надеть – переодеть»; «-ня-» – «занять – отнять – снять – перенять»; «-пт-» – «птица – пташка – птенец»; «-сяг-» – «присяга – посягать», «-у-» – «обуть – разуть»; «-ул-» – «улица – проулок – закоулок – переулок»; «-й-» – «пойти – войти- перейти- зайти».

4. В русском языке есть одно слово даже с нулевым корнем – «вы-нуть». При подборе однокоренных слов, он чередуется с морфемой «-ним-» – «вынуть – вынимать».

5. Имейте в виду, что при образовании новых слов и форм в корнях допустимы чередования звуков. В итоге этого образуются варианты одного корня: «умолять – спрашивать – умоляю». Тут в корне «-прос-» имеются чередования согласных с/ш и гласных о/а.

6. В трудных словах бывает два и больше корней: «водонос – водопад – водосброс – водолей- водолаз – водохранилище». Зачастую в таких словах встречаются корни в усеченном виде: «корпункт – кор(респонтентский) пункт».

Видео по теме


Обратите внимание!
Если в родных словах происходит чередование в корне одного согласного с двумя, то они входят в состав корня: «любить – люблю», «слепой – ослепление» («л» в этих примерах не является суффиксом, а входит в корневую морфему).

Совет 4: Что такое корень слова

В любом языке нереально представить себе слово, не имеющее корня. Есть и слова, состоящие только из корня: бор, дом, кол. Другие морфемы носят вспомогательную, дополняющую функцию, и только в корне заключено значение.


Корень в языкознании – это часть слова либо морфема, в которой заключено значение слова, его понятийное зерно. Прочие морфемы (суффиксы, приставки, окончания) не имеют независимого значения. Они только добавляют к основному значению добавочные оттенки. Обладающий русским языком очаровательно осознает, что «хвостик» – это вовсе не то же самое, что «хвостище», но и в том, и в ином случае речь идет об одной и той же части тела звериного, т.к. корень у этих слов всеобщий.

Однокоренные слова

Все слова, имеющие идентичный корень, именуются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к различным (пуск – пускать – пусковой).

Трудные слова

Один корень в слове есть непременно. Но бывают слова, состоящие из 2-х корней. Такие слова именуются трудными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».

Омонимичные корни

Встречаются слова, корни которых пишутся идентично, но значения они имеют различные. Таковы корни у омонимов – слов идентичных по написанию, но различных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «адаптация для открывания двери, отмычка» пишутся идентично, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, скажем, «ключевая (вода)», а во втором значении – «ключник».

Чередование звуков в корне

Бывает, что гласные либо согласные звуки в одном и том же корне в различных однокоренных словах пишутся по-различному, чередуются, скажем «бег – бежать» либо «положить – прилагательное». Осознать, как именно пишется корень в том либо другом слове, помогают правила. Изредка это зависит находится гласная под ударением, либо нет (загар – загорелый), изредка от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, скажем макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, протекающими в языке (историческое чередование) либо особенностями произношения (фонетическое чередование).

Сращивание корней

В итоге изменений в языке некоторые корни «срослись» с приставками, суффиксами. В таких словах дозволено выделить исторический (этимологический) корень и теперешний, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», теперешний – «завод». Такие корни именуются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, именуются свободными – таких в русском языке множество.

Видео по теме


Обратите внимание!
В слове могут протекать фонетические процессы: чередование гласных и согласных, чередование одного звука с двумя, могут возникнуть беглые гласные.

Полезный совет
Подберите однокоренные слова.Определите лексическое значение слова.Дабы осознать слово, “открепите” от него приставки и суффиксы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий