Как составить схему предложения с прямой речью

Совет 1: Как составить схему предложения с прямой речью

Прямая речь применяется в художественных, публицистических, научно-знаменитых текстах для буквальной передачи высказывания либо мыслей какого-нибудь лица. Предложения с прямой речью состоят из 2-х частей: реплика персонажа и пояснения автора. Объединение частей происходит без вступления союзов. В зависимости от места нахождения в предложении слов автора существует несколько методов оформления прямой речи на письме. Для всего из них дозволено составить специальную схему.

Инструкция

1. Прочитайте текст, для которого требуется составить схему. Обнаружьте прямую речь. Для наглядности ее дозволено выделить, скажем, подчеркнуть красным карандашом. Определите, где начинаются и заканчиваются слова автора. Их подчеркните карандашом синего цвета. Обратите внимание, продолжается ли прямая речь позже слов автора. Она может состоять из одного либо 2-х предложений, связанных между собой интонационно.

2. Подметьте, какую чувствительную окраску имеет прямая речь. Предложение может быть восклицательным, повествовательным, вопросительным. В конце его ставится соответствующий знак препинания, что значимо отразить в схеме.

3. Используйте условные обозначения для составления схемы. Слова автора, как водится, обозначают заглавной либо строчной буквой «а», высказывание персонажа – заглавной либо строчной буквой «п». Речь персонажа заключается в кавычки. От слов автора ее отделяет тире. Впрочем тире не ставится перед прямой речью, начинающей предложение.

4. Проверьте составленную вами схему. Она должна соответствовать одному из приведенных ниже примеров. Если ваш вариант отличается от стандартного, допустимо, вы допустили ошибку при определении места прямой речи и слов автора, либо пропустили нужный знак препинания.

5. Схема №1: прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. В конце него ставится запятая, восклицательный либо вопросительный знак в соответствии с интонацией предложения. Слова автора пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры: 1. «Гости пожаловали», – сказал папа.2. «Гости пожаловали!», – обрадовался папа.3. «Гости пожаловали?» – поразился папа. Для этих предложений схемы будут выглядеть дальнейшим образом:1. «П», – а.2. «П!» – а.3. «П?» – а.

6. Схема № 2: прямая речь позже автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. Позже них ставится двоеточие. Дальше в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры:1. Отец сказал: «Гости пожаловали».2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!»3. Отец поразился: «Гости пожаловали?»Схемы сходственных предложений имеют вид:1. А: «П».2. А: «П!»3. А: «П?»

7. Схема № 3: слова автора внутри прямой речи. В этом случае в кавычки заключается все предложение. Позже первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть пишется со строчной буквы. Перед словами автора и позже них ставится тире. Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со строчной буквы. Если же это независимое предложение, позже слов автора ставится точка и дальше текст начинается с заглавной буквы. Примеры:1. «Гости пожаловали, – сказал папа, – пойду им насупротив».2. «Гости пожаловали, – сказал папа. – Пойду им насупротив».Положительные схемы предложений в этом случае:1. «П, – а, – п».2. «П, – а. – П».

8. Схема № 4: прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, вторая – со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие, позже нее – интонационно нужный знак препинания и тире. Примеры:1. Отец сказал: «Гости пожаловали», – и пошел им насупротив.2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!» – и пошел им насупротив.3. Отец поразился: «Гости пожаловали?» – и пошел им насупротив.Для таких предложений подходят следующие схемы:1. А: «П», – а.2. А: «П!» – а.3. А: «П?» – а.

Совет 2: Как составить схему предложения

Схема предложения – не примитивно прихоть преподавателей. Она дозволяет отличнее осознать конструкцию предложения, определить его специфику, наконец, стремительней разобрать. Любая схема – это раньше каждого наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, скажем, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения дюже необходима.

Инструкция

1. Начать необходимо с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу. Так у вас теснее будет абсолютно определённая “печка”, от которой дозволено будет “танцевать”. После этого распределяем по членам предложения остальные слова, рассматривая то, что все они делятся на группу подлежащего и группу сказуемого. В первую группу входит определение, во вторую – дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (скажем, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а бывает и так, что сразу несколько слов все совместно составляют один член предложения (деепричастные и причастные циклы).

2. Выходит, у вас теснее есть какая-то исходная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это теснее дозволено считать схемой. Впрочем, представим, в вашем случае всё труднее. У вас, скажем, предложение осложнённое, то есть, скажем, в нём есть деепричастный цикл. Такой цикл всецело подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,

3. Если у вас трудное предложение, то на схеме надобно будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть дозволено выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа – одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от иной никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними разместим знак препинания и союз, тот, что их соединяет: [], и [].

4. Если же у вас трудное предложение, то вам придётся показать все связи между частями, от того что в таком предложении одна часть подчиняется иной. Та, которой подчиняются, – основная, та, которая подчиняется, – придаточная. Основная обозначается квадратными скобками, придаточное – круглыми: [], (тот, что… ). Такая схема будет уместна для предложения, скажем: “Мы увидели дом, тот, что возвел Джек”, и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.

5. При составлении схемы рассматривайте требования вашего преподавателя, от того что требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема – это как бы прелюдия к разбору предложения, следственно чем огромнее вы напишете в схеме, тем огромнее сумеете осознать и потом сказать. Но не перегружайте схему: скажем, нередко ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Дозволено подметить только грамматическую основу.

Видео по теме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий