Как начертить схему предложения

Совет 1: Как начертить схему предложения

Многие ребята, получив задание на дом, составить схемы к предложениям , считают это пустой тратой времени. Они думают, что основное – не допускать ошибок на письме, а не уметь составлять схемы. Но эта точка зрения ложна. Если вы обучитесь стремительно и верно составлять схемы, то будете отлично видеть конструкцию предложения. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

Инструкция

1. На уроках русского языка в пятом классе вы знакомитесь с предложениям и, в которых есть прямая речь. Они состоят из слов автора и непринужденно самой прямой речи. Скажем:”Завтра на урок к нам придет ветеран”, – осведомил педагог.В этом предложении первая часть, заключенная в кавычки – прямая речь, а вторая – слова автора. Прямая речь в схеме выражается буквой П, слова автора – буквой а. Напишите букву А заглавной, если слова автора стоят в начале предложения и пишутся с крупный буквы. К указанному ранее предложению вы обязаны составить следующую схему : “П”, – а.

2. При постижении примитивных и трудных предложений вы тоже имеете дело со схемами. Так, если предложение примитивное, т.е. состоит из одной грамматической основы, то схема будет дальнейшая: [-=]. квадратными скобками обозначают границы предложений, а одной и двумя линиями – основные члены предложения(одной линией – подлежащее, а двумя – сказуемое).Если в предложении два однородных подлежащих либо сказуемых, составьте такие схемы:[-, -=].[-=, =].

3. При составлении схемы к трудным предложениям не забывайте о том, что предложения бывают трудными союзными (сложносочиненными и сложноподчиненными) и бессоюзными. В таких предложениях несколько частей, это должно обнаружить отражение в схеме. Скажем, вам надобно составить схему к такому трудному предложению:К нам приехали родственники из Самары, и мы отправились показывать им достопримечательности нашего города.У вас должно получиться следующее:[=-], и [-=].В этом предложении две грамматической основы. Это отображено в схеме квадратными скобками. В первом простом, которое входит в состав трудного, сказуемым является слово “приехали”, а подлежащим – слово “родственники”. Соответственно во втором подлежащее – “мы”, комбинированное сказуемое – “отправились показывать”.

4. Знайте, что если вы составляете схемы к сложноподчиненному предложению, в котором есть основные и придаточные предложения, вам потребуются не только квадратные скобки(как в предыдущих предложениях), но и круглые. Придаточные предложения, которые зависят от основных, к которым дозволено поставить вопрос, в схемах выражены круглыми скобками. Скажем, вам необходимо составить схему к такому сложноподчиненному предложению:Педагог сказал нам, дабы мы поторапливались.В этом предложении основной частью является первая, а придаточной – вторая. Она присоединяется при помощи союза. Вы обязаны составить следующую схему : [-=],(дабы ).Составляйте схемы к предложениям . Это поможет вам грамотно расставлять знаки препинания.

Совет 2: Как составить схему предложения

Схема предложения – не примитивно прихоть преподавателей. Она дозволяет отменнее осознать конструкцию предложения, определить его специфику, наконец, стремительней разобрать. Любая схема – это раньше каждого наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, скажем, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения дюже надобна.

Инструкция

1. Начать необходимо с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу. Так у вас теснее будет абсолютно определённая “печка”, от которой дозволено будет “танцевать”. После этого распределяем по членам предложения остальные слова, рассматривая то, что все они делятся на группу подлежащего и группу сказуемого. В первую группу входит определение, во вторую – дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (скажем, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а бывает и так, что сразу несколько слов все совместно составляют один член предложения (деепричастные и причастные циклы).

2. Выходит, у вас теснее есть какая-то исходная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это теснее дозволено считать схемой. Впрочем, представим, в вашем случае всё труднее. У вас, скажем, предложение осложнённое, то есть, скажем, в нём есть деепричастный цикл. Такой цикл всецело подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,

3. Если у вас трудное предложение, то на схеме необходимо будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть дозволено выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа – одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от иной никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними разместим знак препинания и союз, тот, что их соединяет: [], и [].

4. Если же у вас трудное предложение, то вам придётся показать все связи между частями, от того что в таком предложении одна часть подчиняется иной. Та, которой подчиняются, – основная, та, которая подчиняется, – придаточная. Основная обозначается квадратными скобками, придаточное – круглыми: [], (тот, что… ). Такая схема будет уместна для предложения, скажем: “Мы увидели дом, тот, что возвел Джек”, и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.

5. При составлении схемы рассматривайте требования вашего преподавателя, от того что требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема – это как бы прелюдия к разбору предложения, следственно чем огромнее вы напишете в схеме, тем огромнее сумеете осознать и потом сказать. Но не перегружайте схему: скажем, нередко ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Дозволено подметить только грамматическую основу.

Видео по теме

Совет 3: Как отличить сложноподчинённое предложение от сложносочинённого

Трудное предложение – это предложение состоящее из нескольких примитивных. Существует два основных вида трудных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные. Отличить их друг от друга дозволено по нескольким знакам.

Инструкция

1. Обратите внимание на метод связи между предложениями. Примитивные предложения в составе сложноподчиненного соединяются интонационно либо при помощи подчинительных союзов и союзных слов (относительных местоимений). Скажем: что, дабы, когда, если, так как, потому что, тот, что, где, пока и другие.В сложносочиненном предложении связь осуществляется посредством интонации и сочинительных союзов. К ним относятся союзы: и, а, но, либо, либо, как…так и, но, и другие.

2. Вы можете отличить сложноподчиненное от сложносочиненного предложения по типу зависимости примитивных в их составе. В сложносочиненном предложении они находятся в равноправных отношениях друг с ином. В то время как сложноподчиненное включает основное и одно либо несколько придаточных предложений. Последние подчиняются основному предложению, от которого к ним дозволено задать вопрос.

3. Если одно предложение располагается внутри иного, то есть разбивает последнее на две части и отделяется запятыми с 2-х сторон, то вы имеете дело со сложноподчиненным предложение м. Обособленное предложение в данном случае является придаточным. Сходственное конструкция немыслима в сложносочиненных предложениях.

4. Помните, что сложноподчиненное предложение может включать два и больше придаточных, которые между собой соединяются сочинительными союзами. При этом придаточные предложения не являются сложносочиненными по отношению друг к другу, потому что они оба подчиняются основному. Их относят к категории однородных придаточных предложений. Знаки препинания между ними ставятся по правилам, относящимся к однородным членам предложения.

Видео по теме


Обратите внимание!
Существуют также бессоюзные трудные предложения, в которых примитивные предложения связываются друг с ином только интонацией, без помощи союзов и союзных слов.

Совет 4: Как заменить союзные предложения на бессоюзные

В нашем языке передавать мысли дозволено, применяя различные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные трудные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении конструкции смысловое оглавление остается бывшим. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите толк и положительно расставьте знаки препинания!

Инструкция

1. Трудное предложение выражает трудную мысль, его состав объединяет не менее 2-х примитивных предложений. Входящие в конструкцию комбинированные части вне трудной конструкции не имеют интонации завершенности. Объединение примитивных предложений в синтаксическое целое происходит не механически, а согласно семантическому единству. В союзных предложениях установить смысловые отношения помогает присутствие союзов и союзных слов. Если предложение бессоюзное, на смысловую связь частей указывает оглавление. Замена бессоюзных конструкций трудных предложений на союзные и напротив бывает нужна для определения нрава смысловых отношений, положительной расстановки знаков препинания.

2. В союзном предложении по союзам и союзным словам установите, сложноподчиненное оно либо сложносочиненное. Вероятность замены на бессоюзное будет зависеть от значения входящих в конструкцию предложения частей.

3. Перестроить в бессоюзные дозволено сложносочиненные предложения с соединительными и противительными союзами. Передача одновременных либо последовательных событий, противопоставление составляют смысловое оглавление таких языковых конструкций. Скажем, «Конец мая, (и) в поле еще прохладно», «Светило зашло, (и) предисловие смеркаться», «В декабре светает поздно, (да) смеркается рано». Значение перечисления требует постановки запятой (точки с запятой) в бессоюзном предложении, при противопоставлении – тире.

4. Сложноподчиненные предложения с придаточными поводы, изъяснительными, данные, времени и следствия тоже дозволено изменить на бессоюзные. Зачастую вид придаточного помогают определить союзы, которые ясно указывают на выраженные в предложении смысловые отношения. Понаблюдайте за примерами: «Пассажиры торопились, так как (причинность) до отправления поезда оставалось пять минут» – «Пассажиры торопились: до отправления поезда оставалось пять минут»; «Я понимаю, что (дополнение) поспеть к теплоходу невозможно» – «Я понимаю: поспеть к теплоходу невозможно»; «Если (условие) скажешь слово, то добавят десять» – «Скажешь слово – добавят десять»; Когда (время) зяблики прилетели, лес ожил» – «Зяблики прилетели – лес ожил»; «Дрова вышли, так что (следствие) топить нечем» – «Дрова вышли – топить нечем». В сходственных бессоюзных конструкциях предложений основными пунктуационными знаками являются двоеточие и тире.

5. Примитивные предложения, входящие в состав бессоюзных трудных, обыкновенно невозможно поменять местами: это исказит толк либо повлечет его метаморфоза. Замена допустима в предложениях со значением перечисления единовременно совершающихся явлений: «Кричат иволги, кукушки отсчитывают непрожитые кем-то годы» – «Кукушки отсчитывают непрожитые кем-то годы, кричат иволги».

Видео по теме


Обратите внимание!
В бессоюзном предложении пунктуация труднее, чем в сложноподчиненном и сложносочиненном: тут нужно решать вопрос о постановке точки, точки с запятой, тире либо двоеточия. Дабы не ошибиться, задумайтесь над смыслом, объединяющим несколько частей в одно целое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий