Как делать синтаксический разбор предложения

Совет 1: Как делать синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор трудного предложения невидимо отличается от разбора простого, следственно в начале обзора вам надобно будет определить, сколько частей входит в состав предложения: одна либо несколько.

Инструкция

1. На первом этапе вам необходимо разобрать предложение по членам и подчеркнуть их: подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя, определение – волнистой линией, дополнение – пунктирной, а обстоятельство – чередованием тире и точек. Изредка требуется также указать связи между членами предложения и задать воспросы к всему из них.

2. Если предложение примитивное, укажите тип сказуемого: примитивное глагольное (ПГС), комбинированное глагольное (СГС) либо комбинированное именное (СИС). В случае если сказуемых несколько, укажите тип всего из них. Если же предложение трудное, пронумеруйте всякую из его частей и составьте схему этого предложения, указав средства связи (союзы и союзные слова). Помимо того, укажите типы придаточных (определительные, изъяснительные либо обстоятельственные: придаточные времени, места, поводы, следствия, данные, цели, уступки, сопоставления, образа действия, меры и степени либо присоединительные) и типы отношений между ними (последовательные, параллельные либо однородные).

3. Дальше опишите предложение, указав его тип по цели высказывания (повествовательное, вопросительное либо побудительное), по интонации (восклицательное либо невосклицательное) и по числу грамматических основ (примитивное либо трудное: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). Если предложение примитивное, продолжайте обзор, указывая тип по числу основных членов (двусоставное либо односоставное: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное либо безличное), по наличию побочных членов (распространенное либо нераспространенное), по наличию пропущенных основных членов (полное либо неполное), а также укажите, чем оно осложнено (однородными членами, обособленными членами, вводными либо вставными конструкциями, прямой речью, обращение либо же не осложнено ничем). Если предложение трудное, продолжайте обзор по той же схеме, но для всей из его частей в отдельности.

Совет 2: Как составить схему предложения

Схема предложения – не примитивно прихоть преподавателей. Она дозволяет отличнее осознать конструкцию предложения, определить его специфику, наконец, стремительней разобрать. Любая схема – это раньше каждого наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, скажем, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения дюже необходима.

Инструкция

1. Начать надобно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу. Так у вас теснее будет абсолютно определённая “печка”, от которой дозволено будет “танцевать”. После этого распределяем по членам предложения остальные слова, рассматривая то, что все они делятся на группу подлежащего и группу сказуемого. В первую группу входит определение, во вторую – дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (скажем, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а бывает и так, что сразу несколько слов все совместно составляют один член предложения (деепричастные и причастные циклы).

2. Выходит, у вас теснее есть какая-то исходная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это теснее дозволено считать схемой. Впрочем, представим, в вашем случае всё труднее. У вас, скажем, предложение осложнённое, то есть, скажем, в нём есть деепричастный цикл. Такой цикл всецело подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,

3. Если у вас трудное предложение, то на схеме необходимо будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть дозволено выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа – одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от иной никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними разместим знак препинания и союз, тот, что их соединяет: [], и [].

4. Если же у вас трудное предложение, то вам придётся показать все связи между частями, от того что в таком предложении одна часть подчиняется иной. Та, которой подчиняются, – основная, та, которая подчиняется, – придаточная. Основная обозначается квадратными скобками, придаточное – круглыми: [], (тот, что… ). Такая схема будет уместна для предложения, скажем: “Мы увидели дом, тот, что возвел Джек”, и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.

5. При составлении схемы рассматривайте требования вашего преподавателя, от того что требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема – это как бы прелюдия к разбору предложения, следственно чем огромнее вы напишете в схеме, тем огромнее сумеете осознать и потом сказать. Но не перегружайте схему: скажем, нередко ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Дозволено подметить только грамматическую основу.

Видео по теме

Совет 3: Как сделать синтаксический разбор предложения

В основу отличия между простым и трудным предложением положена их конструкция: если примитивное предложение заключает в себе одну грамматическую основу, то трудное содержит две и больше таких основ. Следственно синтаксический разбор предложений, тот, что должен уметь исполнять выпускник либо абитуриент, имеет свои особенности в зависимости от вида. По какой схеме его исполнить?

Инструкция

1. Дайте всеобщую колляцию предложения :а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное либо побудительное);б) по чувствительной окраске (восклицательное либо нет);в) по наличию грамматических основ (примитивное либо трудное);Если предложение примитивное, дополните следующими пунктами:г) по составу грамматической основы: двусоставное либо односоставное (безличное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, назывное);д) полное либо неполное;е) по наличию побочных (распространенное либо нераспространенное).

2. Если предложение примитивное, расскажите о его строении:а) разберите по членам и определите, какими частями речи они выражены;б) укажите, чем осложнено предложение (однородные члены; сравнительные циклы; прямая речь; обособленные определения, выраженные причастным циклом, и т.п.).

3. Расскажите о строении трудного предложения :а) определите вид (союзное, бессоюзное либо с разными видами связи) и число частей, из которых состоит трудное предложение.б) укажите в бессоюзном трудном предложении значение отношений между частями (последовательность, одновременность, противопоставление и т.д.);в) в союзном трудном предложении выделите союзы либо союзные слова и охарактеризуйте их, определите вид (сложносочиненное либо сложноподчиненное):- в сложносочиненном определите вид сочинительных союзов и охарактеризуйте смысловые отношения между частями предложения (чередование, последовательность, одновременность, противопоставление);- в сложноподчиненном определите основное предложение, вид придаточного (изъяснительное, определительное, обстоятельственное места, времени и т.п.) и метод подчинения (параллельное, последовательное, однородное).

4. Составьте схему предложения , объясните постановку знаков препинания.

Видео по теме

Совет 4: Как делать морфемный разбор

Морфемный разбор слова – разбор по составу, определение и выделение важных словообразовательных частей слова. Морфемный разбор предшествует словообразовательному – определяющему, каким методом возникло слово.

Инструкция

1. Морфемный разбор слова производится в той его форме, в которой оно взято из текста. Посмотрите на сочетаемость вашего слова с другими лексическими единицами и определите часть речи, к которой оно относится. Изредка дозволено спутать наречие и короткое причастие – для этого наблюдательно прочитайте предложение, из которого берете слово.

2. Морфемный разбор неизменно начинается с определения окончания. Разберитесь, к какой части речи относится слово. Обратите внимание, что неизменяемые формы не имеют окончания – это наречия, деепричастия, сравнительная степень имени прилагательного, местоимения, междометия, глагольные инфинитивы (неопределенная форма глагола), а так же неизменяемые существительные. В таких случаях морфемы на конце слова будут являться не окончаниями, а суффиксами, либо будут входить в часть корня. Скажем, неизменяемое существительное «кино» всецело является корнем, а в наречии «отлично» последняя «О» будет суффиксом. Во многих школах учат, что «-ть» в инфинитиве является окончанием. На самом деле это постфикс (суффикс, стоящий в постпозиции по отношению к корню).

3. Если ваше слово для разбор а изменяемое, выделите в нем флексию (окончание). Найти окончание дозволено, если просклонять/проспрягать слово. Изменяемая его часть и будет окончанием. В морфемном разбор е окончание выдается в прямоугольник.

4. Основная часть слова, несущая смысловую нагрузку, – корень. Обнаружьте корень слова, подбирая к нему однокоренные слова. Воспоминайте схожую группу слов со сходным значением и всеобщим корнем. Минимальная морфема, повторяющаяся во каждой группе однокоренных слов, и будет корнем. Запишите однокоренное слово рядом с вашим, выделите корень у всего слова, изобразив дугу над этой морфемой.Будьте осмотрительны с омонимичными корнями: изредка эти части слова имеют идентичное звучание и написание, но различаются по смыслу. Скажем, в слове «водяной» корень «вод» обозначает принадлежность к прозрачной жидкости, а в слове «газопровод» омонимичный корень «вод» имеет глагольное значение «проводить».В трудных словах с двумя и больше корнями выделите весь корень, соединительные гласные обозначив как суффиксы «крышечкой». Всему корню подберите однокоренное слово.

5. Выделите приставку, мысленно подобрав слова, где эта приставка имеет схожее значение.

6. Обнаружьте и определите суффиксы слова.

7. Последним шагом в морфемном разбор е будет выделение основы – это часть слова без окончания. Основа подчеркивается снизу.

Видео по теме

Совет 5: Что такое синтаксический разбор

Синтаксический разбор может проводиться в отношении словосочетания, простого либо трудного предложения. В всяком случае используется своя схема обзора и выдаются характерные компоненты.

Инструкция

1. При синтаксическом разбор е словосочетания выдается основное и зависимое слово, а также выясняется, к каким частям речи они относятся. Дальше определяется грамматическое значение словосочетания (предмет и его знак; действие и предмет, на тот, что оно переходит; действие и его знак; действие и его повод и т.д.). Устанавливается метод синтаксической связи между словами (согласование (зависимое слово стоит в тех же формах, что и основное), присоединение (зависимое слово связано с основным только по смыслу) либо управление (зависимое слово ставится при основном в определенном падеже, т.е. при изменении формы основного слова форма зависимого не изменяется)).

2. При синтаксическом разбор е простого предложения выдается грамматическая основа (подлежащее и сказуемое). После этого определяется тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное либо побудительное), его чувствительная окраска (восклицательное либо невосклицательное). Позже этого нужно установить тип предложения по его грамматической основе (односоставное либо двусоставное), по наличию побочных членов (распространенное либо нераспространенное), по наличию либо отсутствию какого-нибудь члена (полное либо неполное). Также примитивное предложение может быть осложненным (присутствуют однородные либо обособленные члены) либо неосложненным.

3. При синтаксическом разбор е трудного предложения помимо определения грамматической основы и типа предложения по цели высказывания нужно подтвердить, что оно является трудным и установить вид связи между примитивными предложениями (союзная либо бессоюзная). Если связь союзная, то определяется тип предложения по нраву союза: сложносочиненное либо сложноподчиненное. Если предложение является сложносочиненным, то нужно узнать, каким сочинительным союзом связаны части предложения: соединительным, разделительным либо противительным. В сложноподчиненном определяется основное и придаточное предложение, средство связи придаточного с основным, вопрос, на тот, что отвечает придаточное, тип сложноподчиненного предложения. Если трудное предложение является бессоюзным, то определяются смысловые отношения между примитивными предложениями и объясняется постановка знака препинания. Также нужно начертить схему предложения.

Видео по теме

Совет 6: Как определить неопределенно-личное предложение

Предложение выражает сообщение, побуждение либо вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.

Инструкция

1. Среди односоставных предложений выделяют назывные и глагольные. В назывных предложениях присутствует только подлежащее, но нет сказуемого: «Сибирская зима». Глагольные подразделяются на определенно-собственные, неопределенно-собственные и безличные.

2. Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и толк сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю читать книги», «Обнаружьте верное решение», «Береги платье снову, а честь смолоду».

3. Глагол может стоять в форме первого либо второго лица исключительного либо множественного числа изъявительного либо повелительного наклонения. Первое лицо обозначает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклон побуждает к действию, изъявительное примитивно уведомляет информацию.

4. В неопределенно-личном предложении действие совершается неопределенными либо необозначенными лицами. Это действие является главным само по себе. Глагол стоит в форме третьего лица множественного числа подлинного либо прошедшего времени. Примеры: «По телевизору показывают новости», «В пятницу осведомили о беды», «С двери убрали плакат». Дабы получить глагол в форме третьего лица множественного числа, задайте вопрос к местоимению «они».

5. В безличном предложении сказуемое указывает на процесс либо состояние, которые в тезисе не зависят от энергичного деятеля: «За окном стемнело», «В комнате душно», «В поле пахнет полынью», «Об этом было оговорено предварительно». Сказуемое выражается безличным глаголом (стемнело), безличной формой личного глагола (пахнет), наречием (душно) и коротким страдательным причастием (было оговорено). Наречия и короткие причастия могут идти с глаголом-связкой «быть» либо без него. Также сказуемое в безличном предложении может быть выражено словами «нет», «не было»: «Пробелов в познаниях огромнее нет».

Видео по теме


Обратите внимание!
Не путайте односоставные предложения с неполными двусоставными. Пропущенный основный член двусоставного неполного предложения легко восстанавливается по контексту и речевой обстановки. Скажем, если лицо, делающее действие, названо в предыдущих предложениях.

Совет 7: Как заменить союзные предложения на бессоюзные

В нашем языке передавать мысли дозволено, применяя различные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные трудные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении конструкции смысловое оглавление остается бывшим. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите толк и верно расставьте знаки препинания!

Инструкция

1. Трудное предложение выражает трудную мысль, его состав объединяет не менее 2-х примитивных предложений. Входящие в конструкцию комбинированные части вне трудной конструкции не имеют интонации завершенности. Объединение примитивных предложений в синтаксическое целое происходит не механически, а согласно семантическому единству. В союзных предложениях установить смысловые отношения помогает присутствие союзов и союзных слов. Если предложение бессоюзное, на смысловую связь частей указывает оглавление. Замена бессоюзных конструкций трудных предложений на союзные и напротив бывает нужна для определения нрава смысловых отношений, положительной расстановки знаков препинания.

2. В союзном предложении по союзам и союзным словам установите, сложноподчиненное оно либо сложносочиненное. Вероятность замены на бессоюзное будет зависеть от значения входящих в конструкцию предложения частей.

3. Перестроить в бессоюзные дозволено сложносочиненные предложения с соединительными и противительными союзами. Передача одновременных либо последовательных событий, противопоставление составляют смысловое оглавление таких языковых конструкций. Скажем, «Конец мая, (и) в поле еще прохладно», «Светило зашло, (и) предисловие смеркаться», «В декабре светает поздно, (да) смеркается рано». Значение перечисления требует постановки запятой (точки с запятой) в бессоюзном предложении, при противопоставлении – тире.

4. Сложноподчиненные предложения с придаточными поводы, изъяснительными, данные, времени и следствия тоже дозволено изменить на бессоюзные. Зачастую вид придаточного помогают определить союзы, которые четко указывают на выраженные в предложении смысловые отношения. Понаблюдайте за примерами: «Пассажиры торопились, так как (причинность) до отправления поезда оставалось пять минут» – «Пассажиры торопились: до отправления поезда оставалось пять минут»; «Я понимаю, что (дополнение) поспеть к теплоходу невозможно» – «Я понимаю: поспеть к теплоходу невозможно»; «Если (условие) скажешь слово, то добавят десять» – «Скажешь слово – добавят десять»; Когда (время) зяблики прилетели, лес ожил» – «Зяблики прилетели – лес ожил»; «Дрова вышли, так что (следствие) топить нечем» – «Дрова вышли – топить нечем». В сходственных бессоюзных конструкциях предложений основными пунктуационными знаками являются двоеточие и тире.

5. Примитивные предложения, входящие в состав бессоюзных трудных, обыкновенно невозможно поменять местами: это исказит толк либо повлечет его метаморфоза. Замена допустима в предложениях со значением перечисления единовременно совершающихся явлений: «Кричат иволги, кукушки отсчитывают непрожитые кем-то годы» – «Кукушки отсчитывают непрожитые кем-то годы, кричат иволги».

Видео по теме


Обратите внимание!
В бессоюзном предложении пунктуация труднее, чем в сложноподчиненном и сложносочиненном: тут нужно решать вопрос о постановке точки, точки с запятой, тире либо двоеточия. Дабы не ошибиться, задумайтесь над смыслом, объединяющим несколько частей в одно целое.

Видео по теме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий